RT Leviathan - шаблон joomla Форекс

Галатам 5:13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу.

Христианская этика

Этическое наследие западноевропейской Реформации

Х

ристианское движение за обновление церкви в XVI веке позволило ощутить силу и глубину веры, существовавшей у ранних последователей Иисуса. Ведь образ Христа почти совсем померк за завесой средневекового обрядоверия и схоластики. Массовое распространение Слова Божия по инициативе реформаторов оживило в сердцах людей ветхозаветные прообразы, евангельские события, притчи и изречения, пророчества. Слово Божие для большинства людей стало спутником жизни, источником наставления и утешения, ободрения и радостного переживания. Вера и повседневные дела сливались в одно целое, являясь ежедневным служением Богу. Реформация создала сонм мучеников за веру.

Они умирали в застенках инквизиции и на кострах. Перед их стойкостью и убежденностью и доныне с уважением и признательностью склоняет голову весь христианский мир. Особой одухотворенностью отличались не только отдельные личности, но и целые общины, к числу которых относились реформаторы, пуритане, пресвитериане, лютеране, баптисты.

В недрах протестантизма вновь возобновилось развитие библейского богословия. Его значение давно вышло за пределы только протестантских церквей, православный и католический мир ценит исследования протестантских ученых в области библейского богословия. Глубокий экзегезис Священного Писания, основательные исследования по библиологии, вклад в христианскую этику, всесторонний анализ и разработка важнейших догматических проблем, создание нового стиля христианской проповеди, большие достижения в области церковно-исторических исследований - в этом состоит великая заслуга протестантизма.

Под влиянием протестантских движений на путь улучшения церковной жизни вынуждена была встать и сама католическая церковь. Оздоровление церкви, над которым тщетно трудились христианские деятели предреформационных соборов, под влиянием Реформации осуществлялось почти стихийно. Начиная с Павла IV на папском престоле уже не видно изнеженных, утопающих в роскоши пап вроде Александра V, Юлия и Льва X. На смену им пришли люди со своими человеческими слабостями, но уже не позорившие святой престол языческой роскошью и открытым нехристианским поведением. Епископы перестали заниматься охотой и участвовать в военных действиях. Существенно возрос уровень подготовки священнослужителей, изменился облик духовенства. В 1545 году Тридентский собор осудил многие извращения и злоупотребления в католической церкви.

Говоря о положительных факторах, благотворно повлиявших на весь уклад духовной жизни тогдашнего общества, нельзя обойти молчанием и некоторые отрицательные последствия Реформации. Серьезные люди учатся не только на положительных примерах, но и на ошибках. Какие же несовершенные следы мы можем заметить в шлейфе реформационных движений?

Принцип доступности Священного Писания и его свободного истолкования открыл дорогу для бесконечного дробления христианства и появления самых различных исповеданий и толков.

Крупные церковные общины в протестантском мире не замедлили установить крепкие связи с государственным аппаратом. Эти связи доходили до того, что церковь оказывалась под пятой владетельных князей, становясь частью бюрократического управления. Весьма показателен в этом отношении пример Англиканской церкви, которая возникла по королевской инициативе, короли и королевы официально являются главами этой церкви.

Как естественный результат слияния церкви и государства, многие страны охватили так называемые религиозные войны, в которых под флагом религии шла борьба за политические и экономические интересы. Известна своим печальным опытом Тридцатилетняя война, швейцарские войны, междоусобицы во Франции, крестьянская война в Германии.

Следствием войн под религиозным прикрытием явилась распущенность в отдельных слоях протестантов. В угоду своим интересам некоторые люди стали извращать учение об оправдании верой. Подобные явления имели место на ранней стадии Реформации. Лютер скорбел по поводу крестьян, впадавших в состояние крайней необузданности. "Я верую, потому и буду спасен", - заявляли нерадивые, попирая всякую мораль и нравственность.

Беспредельная раскрепощенность давала отрицательные результаты и на поприще богословских изысканий. На почве реформаторства пророс рационализм, ростки которого обозначились уже в католической схоластике. Священное Писание оказалось доступным людям, весьма далеким от всяких благочестивых устремлений. Они подходили к Библии без молитвы и благоговения, с желанием приспособить священный текст к собственным взглядам, иногда далеким от христианства. Постепенное выхолащивание веры, освобождение ее от мистической глубины создавало предпосылки для чисто рационалистического подхода к христианству. Со временем крайний протестантский рационализм стал отрицать сверхъестественные элементы в Библии и привел к возникновению и развитию так называемого либерального богословия в лице его основоположников Бауэра, Шлейермахера, Ренана, Гарнака. Чрезмерный рационализм превратил многие церкви в чисто социальные учреждения, где уровень проповеди значительно упал, а верующие стали заниматься только благотворительной деятельностью. Это - несовершенные плоды и отрицательные уроки Реформации. Однако в целом Реформация вызвала благотворное потрясение в Европе перестройкой жизни по евангельскому образцу. Она заставила и католическую церковь заняться кропотливым подвижническим трудом в деле обновления и освящения христианской жизни.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советуем
Бог действует через людей
О

твечая на наши молитвы, Бог обычно действует через людей. Во время визита в Голландию я слышал рассказы о тамошних фермерах – убежденных кальвинистах. Во время катастрофических наводнений середины прошлого века они поднимались на крыши своих амбаров, но отказывались пересесть в лодки спасателей, говоря: «Да исполнится воля Божья».

Подробнее...
Есть ли смысл молиться?
П

оняв, как молился Иисус, я нашел ответ на очень важный вопрос: «Есть ли вообще смысл молиться?» Иногда в мою душу закрадываются сомнения: может быть, молитва – это всего лишь благочестивая форма разговора с самим собой? В такие моменты я напоминаю себе, что Сын Божий, Чьим словом сотворен мир, Сын Божий, держащий этот мир в Своей руке, чувствовал непреодолимую потребность в молитве. И Он молился, потому что молитва действительно имеет много значит. Время, проведенное в молитве, было для Него не менее важно, чем время, которое он посвящал непосредственному служению людям.

Подробнее...
Благость Бога

Забавно наблюдать, как котенок или щенок гоняется за собственной тенью. Он изо всех сил старается поймать ее, но напрасно. Когда он двигается, тень двигается вместе с ним. Но с Богом все обстоит иначе. Апостол Иаков говорит:

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены»
(Иаков 1:17).

Подробнее...
  • Дорогие друзья

    Данный сайт был создан, при помощи откровения, полученного в христианской церкви ПОБЕДА, г.Житомир
  • 1