Основы христианства
Благость Бога
Забавно наблюдать, как котенок или щенок гоняется за собственной тенью. Он изо всех сил старается поймать ее, но напрасно. Когда он двигается, тень двигается вместе с ним. Но с Богом все обстоит иначе. Апостол Иаков говорит:
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены»
(Иаков 1:17).
Бог никогда не меняется. В Нем нет «ни тени перемены». Это позволяет нам предположить не только то, что Бог нематериален и потому не отбрасывает тени, но также и то, что в Нем нет «теневой стороны» в переносном значении. Тень предполагает тьму, а в духовном смысле тьма — это зло. Поскольку в Боге нет зла, в Нем также нет и намека на тьму. Он есть Отец светов.
Когда Иаков заявляет, что в Боге нет «ни тени перемены», он имеет в виду не только неизменность Бога. Это заявление также касается Его сущности. Бог не только всецело благ, Он последовательно и постоянно благ. Бог не знает, как быть не благим.
Понятие блага настолько тесно связано с представлением о Боге, что даже такой языческий философ, как Платон, ставил знак равенства между высшим благом и Самим Богом. И сущность Бога, и дела Его благие. Действия Бога обусловлены Его сущностью. Он поступает в соответствии с тем, Кто Он есть. Как худое дерево не может приносить добрые плоды, так и Бог, в Котором отсутствует зло, не может производить ничего, в чем была бы хоть крупица зла.
Благость Бога выражена в Его законе. Бог благ не потому, что повинуется каким-то вселенским законам, исходящим не от Него, тем самым позволяя этим законам судить Себя. Он благ не потому, что Сам объявляет Себя и Свои действия благими в силу Собственной власти и авторитета, действуя в то же время беззаконным образом. Божья благость не деспотична и не капризна. Бог Сам повинуется закону — закону Своей природы. Он всегда действует в соответствии со Своей сущностью, которая вечно, неизменно и по сути своей блага. Иаков утверждает, что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит от Бога. Бог не только высший образец благости, Он является Источником всякого блага.
Один из наиболее часто цитируемых новозаветных стихов гласит следующее:
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу»
(Римлянам 8:28).
Этот стих о божественном провидении понять достаточно сложно. Но если Бог способен все, происходящее с нами, обратить нам во благо, значит абсолютно все в нашей жизни является благом. Нам следует особо выделить слово абсолютно. В земной жизни некоторые ситуации и обстоятельства могут быть реальным злом. (Нам следует проявлять осторожность и не называть зло добром, а добро злом.) Бывает, мы переживаем горе, страдаем и сталкиваемся со множеством различных неприятностей. Но Бог в Своей благости обращает все беды нам во благо. Для христиан не существует абсолютно никаких трагедий. Господь превращает все эти несчастья в высшее благо для нас.
Мартин Лютер подразумевал именно этот аспект Божьего благого промысла, когда сказал следующие слова: «Если бы Бог повелел мне съесть навоз с улицы, я бы не только съел его, но и был бы совершенно уверен, что это будет мне во благо».
Выводы
1. Всякое творение имеет тень, отбрасываемую грехом.
2. У Бога нет теневой стороны.
3. Над Богом нет закона.
4. Бог не отделен от закона.
5. Бог есть закон для Самого Себя.
Отрывки из Библии для размышления
Исход 34:6–7; Псалом 24:8–10; Псалом 99:1–5; Римлянам 8:28–39; Иаков 1:17.