RT Leviathan - шаблон joomla Форекс

Римлянам 16:17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них.

Христианская этика

Блаженны нищие духом

В

о времена Ветхого Завета взаимоотношения человека с Богом регулировались известными десятью заповедями.

Этика Нового Завета вытекает из Нагорной проповеди, суть которой составляют заповеди блаженства. В чем их отличие от ветхозаветного закона? Заповеди блаженства не перечеркивают десятословие, но зовут к духовной высоте, к духовному преображению изнутри силой Духа Святого. Это заповеди духа, веры, любви. Закон дисциплинировал человека с внешней стороны. "Не делай того, не делай другого", - предупреждал свод правил. А что несет в себе благовестие Христа? Евангелие возводит человека на новую ступень духовного совершенства.

 

Христос полагает в основу духовной жизни не правила, пусть даже самые и лучшие, а состояние блаженства, возникающее от любви к Богу и людям, от служения возвышенным божественным идеалам. Оно несравнимо с обычным человеческим счастьем и житейским благополучием. Это блаженство не иссякает под влиянием скорбей, гонений и бедности. Обладатели такого блаженства становятся светом для мира и солью земли.

1. Блаженны нищие духом (Матфей 5:3)

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" - так начинается Нагорная проповедь Иисуса Христа (Матфей 5:3). Что это за люди, нищие духом? Может быть, это те, у которых не развит ум, темные, необразованные, ограниченные? Отнюдь нет. Евангелие пробуждает, освещает и развивает все высшие способности человеческого духа. Тогда, возможно, нищий духом тот, кто просит милостыни, обездоленный в материальном отношении? Христос сочувствовал бедным, любил их, помогал им, апостолы почитали бедность, но нигде в Библии не сказано, что бедность сама по себе есть условие для входа в Царство Небесное. Кого же имел в виду Христос, говоря о нищих духом?

Нищий духом - это человек, обладающий смирением мытаря. Вспомним притчу Христа. У дверей храма остановился мытарь. Он стесняется поднять к небу глаза свои, он не ропщет на всеобщее презрение к нему. Мытарь знает испорченность своей воли, свою неспособность к добру. Мытарь ощутил свою нужду в Боге, всю надежду и упование он возлагает на Божию милость и любовь. "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" - взывает он из глубины сокрушенного сердца (Лука 18:13). Стоявший в то время впереди фарисей тоже молился, но в молитве его не было и тени самоосуждения. Он весь охвачен гордыней и самодовольством. Он хвалится тем, что не похож на людей порочных: не вор, не убийца, два раза в неделю постится, жертвует десятину от своих прибытков. Чувство покаяния, страх Божий и благоговение перед Всевышним не пронизывают душу фарисея. Он сам для себя кажется праведным и святым. Что такое человек перед Богом - малое существо перед Бесконечностью. И к такому Богу фарисей подошел без трепета. Набожность фарисея мертвая, она не пойдет дальше десятины и поста.

Что превратило гордого Савла в смиренного ап. Павла? Даже имена этого человека свидетельствуют о коренном преображении. Имя Савл по-древнееврейски означает великий, а Павел - малый. Остановленный светом Христа по дороге в Дамаск, он увидел свое полное ничтожество и несостоятельность. Отвергнув свое непомерно возвеличенное "я", отдавшись Христу, неумеренный ревнитель отеческих преданий стал смиренным служителем Евангелия. Что сделало Иоанна Крестителя величайшим Божиим пророком и предтечей Христа? Сознание нищеты духовной, неуклонное следование принципу: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Иоанн 3:30).

Как совершилась тайна спасения рода человеческого? Что было главным фактором дела искупления? Непостижимое самоумаление и смирение Господа Иисуса Христа. "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек", - свидетельствует ап. Павел о характере служения Христа (Филиппийцам 2:6-7). Тайна боговоплощения превосходит разумение человеческое. Творец миров и Владыка вселенной умаляется до самого беднейшего из бедных. Он рождается в хлеву, проводит жизнь бесприютного странника, не имея, где главы приклонить. И, наконец, умирает на Кресте за грешный мир.

Что делало проповедь о Христе Распятом величайшим соблазном для иудеев? Их смущал образ Мессии. В лице Мессии народ иудейский ожидал увидеть грозного и властного правителя. Силою Своего могущества Он должен сокрушить врагов и путем насилия привести людей к истине. А тут Мессия и вдруг уничиженный, служащий всем, как раб, умирающий, как ничтожный изгой общества позорной смертью на Голгофе. Тот ли это Мессия? И во главе какого Царства Он будет стоять? Можем ли мы уповать на такого Бога? Подобные недоумения рождались в среде людей, привыкших к преклонению перед внешней силой, уповающих на власть видимую.

А пример Христа учит совершенно иному. Хочешь быть великим, смиряй себя! Если пытаешься постичь тайну мироздания, признай свое бессилие и ограниченность! Жаждешь спасения души - осознай свое недостоинство, стань у Креста Христова и покайся перед Богом. Хочешь идти путем духовного усовершенствования - возрастай в смиренномудрии и благодати Божией. По свидетельству биографов, французский ученый Блез Паскаль носил на теле специальный пояс с маленькими гвоздями. Когда друзья и коллеги начинали хвалить его за успехи в науках, Паскаль тотчас прижимал пояс к телу. Так воспитывал себя Паскаль, стараясь не дать развиться опасному духу гордыни и приучить себя к смирению, к стяжанию нищеты духовной. Среди подвижников науки не один Паскаль стремился подражать Христу.

Своеобразный пояс смирения не снимал с себя и другой великий ученый, Исаак Ньютон. Свой дар научного предвидения и духовную дальнозоркость объяснял тем, что сидел на плечах гигантов. Подлинно христианским смирением пропитаны его слова о познании Божиего мироздания: "Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что от поры до времени отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красную раковину, в то время как великий океан Истины расстилается передо мною неисследованным..." Не здесь ли, в детской простоте и смирении растет и умножается благословенная нищета духа, основание для усовершенствования человека и способ обретения духовного богатства?

Врата, ведущие в жизнь, в Царство Небесное, не только тесные, но и низкие. Надо пригнуться, чтобы войти в них. Ведь Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Притчи 3:34). Нищие духом - обладатели и наследники Царства непреходящего. Царство Божие не связано с внешним комфортом и житейским благополучием. Оно исходит от Бога, и душа человека становится Божиим престолом и храмом Его. "Царствие Божие внутрь вас есть", - заметил однажды Иисус (Лука 17:21). Оно "не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Римлянам 14:17).

Нищие духом могут быть презираемы, могут служить предметом насмешек, но они блаженны, ибо вкусили, как благ Господь, как замечательна свобода во Христе, как прекрасно служение Богу. И потому нищие духом обогащают многих.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях. Божьих Вам благословений!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советуем
«Человек я не речистый...»

Тот, кто молится постоянно и неустанно, в конце концов понимает,что  общаться с Богом важнее, чем видеть исполнение молитвенных просьб. Ведь конечная цель каждой молитвы – общение с Богом.
Джордж Макдональд

Э

ти события происходят так часто. Я не склонен усматривать в них происки сатаны. Но бывает, что как только я склоняю голову для молитвы, звонит телефон. «Кому это не спится в такую рань?» Или вдруг слышу журчание воды в туалете и бегу туда бороться с взбунтовавшимся бачком унитаза. Прошло полчаса, а я все еще занят: меняю прокладки, подтягиваю гайки, у меня ничего не получается – и весь день идет кувырком.

Подробнее...
Стучите в ворота изо всех сил!
В

 Евангелии от Луки записана и другая история – про настойчивую вдову-просительницу. Некоторые рассказы Христа заставляли учеников долго чесать в затылке, но смысл этой притчи раскрыт в самом начале: «Должно всегда молиться и не унывать» (Лука 18:1). Тут проводится еще более рискованная параллель: Бог сравнивается с черствым, коррумпированным судьей, которому приходится выслушивать громкие причитания вдовы.

Подробнее...
Первородный грех
Часто можно слышать такое заявление: «Все люди по природе добрые». Как правило, мы признаем, что среди нас нет совершенных людей, однако мы существенно преуменьшаем порочность человечества. Если люди по сути своей добрые, почему грех - такое распространенное явление? Подробнее...
    Лучшие цены на мебель в Киеве

Интернет-магазин Дар-Мебель

У нас дешевле!

Радио

Наш проект оказывает помощь зависимым людям

Центр реабилитации наркозависимым Рефреш Refresh

 

Наш генеральный партнер

СТО-Сервис

Сохранить

Посетители
1628
Материалы
384
Ссылки
1
Количество просмотров материалов
147395
  • Дорогие друзья

    Данный сайт был создан, при помощи откровения, полученного в христианской церкви ПОБЕДА, г.Житомир
  • 1